Вопросы от регионов
Финансовые вопросы

Какой порядок налогообложения доходов фондов субъектов Российской Федерации, полученных от реализации имущества, созданного фондами субъектов Российской Федерации в рамках осуществления своих полномочий?

В соответствии с подпунктом 65 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ при определении налоговой базы не учитываются доходы от реализации имущества, полученного фондом субъекта Российской Федерации по основаниям, предусмотренным статьей 201.15-2-2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также имущества, созданного фондами, учрежденными субъектами Российской Федерации в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ), в рамках реализации предоставленных этим фондам функций и полномочий, предусмотренных указанными законами.

Также согласно подпункту 23 пункта 2 статьи 251 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются денежные средства, переданные публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» (далее – ППК «ФРТ») в целях осуществления функций и полномочий публично-правового характера в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» фондам субъектов Российской Федерации на основании статьи 21.1 Закона № 214-ФЗ, а также имущество (в том числе денежные средства), имущественные права, переданные этими фондами ППК «ФРТ» в целях реализации функций и полномочий, предусмотренных данными федеральными законами.

Действие вышеуказанных положений статьи 251 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2022.

Вправе ли региональный фонд изменить по соглашению сторон существенные условия договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»?

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) порядок исполнения договоров регулируется положением о закупке, а также Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), определяющим основания и порядок изменения и расторжения договора.

Согласно пункту 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. Пунктами 1 и 2 статьи 451 ГК РФ установлено, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 статьи 451 ГК РФ, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии предусмотренных пунктом 2 статьи 451 ГК РФ условий.

Таким образом, заключенные в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ договоры могут быть изменены по соглашению сторон, в том числе в связи с существенным изменением обстоятельств, в соответствии с нормами главы 29 ГК РФ, если иное не предусмотрено положением о закупке и договором.

При этом в случае, если в Положении о закупке установлено, что изменение условий договора по соглашению сторон не допускается, то заказчик вправе при необходимости рассмотреть вопрос о внесении изменений в положение о закупке в указанной части.

Данная позиция также подтверждается информационным письмом Министерства финансов Российской Федерации от 11.04.2022 № 24-07-08/30988.

Дополнительно сообщаем, что вопросы изменения заключенных контрактов в связи с существенным ростом стоимости строительных ресурсов урегулированы постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (с внесенными изменениями от 23.03.2022).

Допускается ли осуществление закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, различными способами, то есть как путем проведения конкурентных, так и неконкурентных закупок?

В соответствии с частью 2 статьи 2, частями 2 и 3.2 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона № 223-ФЗ.

Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются Положением о закупке.

Пунктом 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением № 1352 (далее – Положение), установлено, что закупки у субъектов МСП осуществляются путем проведения предусмотренных Положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Законом № 223-ФЗ, торгов, иных способов закупки:

а) участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, в том числе субъекты МСП;

б) участниками которых являются только субъекты МСП;

в) в отношении участников, которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 № 2323 «О внесении изменения в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1352» (далее – Постановление № 2323) внесены изменения в Положение, вступающие в силу с 01.07.2022.

Так, согласно пункту 20.1 Положения (в редакции Постановления № 2323) для осуществления закупок, предусмотренных подпунктом «б» пункта 4 Положения, заказчик вправе установить в Положении о закупке способ неконкурентной закупки, порядок проведения которого предусмотрен указанным пунктом Положения.

Учитывая изложенное, Постановление № 1352 допускает осуществление закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, различными способами, то есть как путем проведения конкурентных, так и неконкурентных закупок, предусмотренных Положением о закупке заказчика, в том числе с 01.07.2022 способом неконкурентной закупки в порядке, предусмотренном пунктом 20.1 Положения (в редакции Постановления № 2323).

Данная позиция также подтверждается информационным письмом Министерства финансов Российской Федерации от 21.01.2022 № 24-07-07/3495.

Дополнительно сообщаем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 № 1128 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» увеличен годовой объем закупок у субъектов МСП до 25 %.

Каким образом региональному фонду подавать заявки/акты на финансирование в случае неработоспособности его личного кабинета?

Публично-правовая компания «Фонд развития территорий» (далее – Фонд) в приоритетном порядке оплачивает заявки, направленные через личный кабинет регионального фонда и подписанные электронной цифровой подписью.

Генеральный директор регионального фонда в случае невозможности подачи заявки/акта через личный кабинет подписывает электронной цифровой подписью заявку/акт и с приложением отсканированных оригиналов документов направляет в рабочем порядке ответственному за регион сотруднику Фонда по электронной почте.

На каком счете бухгалтерского учета фонду субъекта Российской Федерации рекомендовано осуществлять учет расходов на строительство?

Пунктом 08 субсчетом 1 из Плана счетов, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», предусмотрено проведение проводок по приобретению земельного участка, а также принятию его к учету. В балансе стоимость незавершенного строительства рекомендовано отражать в строке 1210 «Запасы». Кроме того, необходимо учесть, что обязательства фонда субъекта Российской Федерации по передаче квартир пострадавшим гражданам не подлежат учету как реализация, за исключением случаев реализации свободных помещений по договорам долевого участия.Таким образом, учет расходов на строительство согласно приказу Минфина России от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», фонду субъекта Российской Федерации рекомендовано осуществлять на счете 08.

Каким образом возможно перераспределение региональным фондом (с одного объекта на другой) денежных средств, полученных в качестве аванса от публично-правовой компании «Фонд развития территорий» (далее – Фонд)?

В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 29.07.2017 № 218-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 218-ФЗ) расчеты по операциям, осуществляемым по сопровождаемым сделкам, осуществляются с использованием счетов, открытых в уполномоченном банке в сфере жилищного строительства.

Согласно типовому соглашению о финансировании мероприятий по завершению строительства, утвержденному решением правления Фонда от 02.09.2021 № 2/69 (далее – Соглашение), отдельный банковский счет застройщика, открытый в банке в соответствии с Законом № 218-ФЗ для целей осуществления банковского сопровождения по сопровождаемым сделкам, открывается в отношении каждого контракта, заключенного в рамках сопровождаемой сделки для завершения строительства каждого объекта.

В целях перераспределения (с одного объекта на другой) денежных средств, полученных в качестве аванса от Фонда, региональный фонд запрашивает в Фонде реквизиты расчетного счета, перечисляет на расчетный счет неиспользуемые денежные средства.

После перечисления денежных средств в Фонд региональный фонд направляет заявку на финансирование, оформленную в соответствии с приложением № 3 к Соглашению, Фонд в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня согласования заявки на финансирование перечисляет денежные средства, указанные в данной заявке.

Возможно ли использование региональным фондом денежных средств, поступающих на его расчетный счет, в счет исполнения обязательств участников строительства по полной оплате цены договора, предусматривающего передачу жилого помещения, машино-места и нежилого помещения площадью до 7 кв. метров?

В соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ Фонд субъекта Российской Федерации создается в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в целях урегулирования обязательств застройщиков, признанных банкротами, перед участниками долевого строительства путем передачи Фонду субъекта Российской Федерации имущества (в том числе имущественных прав) и обязательств застройщиков для завершения строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимого имущества.

Согласно пункту 2 статьи 201.15-1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ передача обязательств застройщика перед участником строительства осуществляется при условии полной оплаты цены договора, предусматривающего передачу жилого помещения, и (или) договора, предусматривающего передачу машино-места и нежилого помещения, таким участником.

Возможна передача обязательств застройщика в случае исполнения участником строительства обязательства по оплате жилого помещения, машино-места и нежилого помещения не в полном объеме при условии перехода к приобретателю также имевшегося у застройщика права требования по исполнению обязательства в оставшейся части.

В соответствии с пунктами Типовой формы Соглашения о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов между Фондом и Фондом субъекта Российской Федерации застройщик (Фонд субъекта Российской Федерации) обязан в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты получения застройщиком (в том числе в порядке статьи 15.5 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ) денежных средств в качестве исполнения по сделке перечислить Фонду всю сумму, за исключением суммы денежных средств, необходимых для погашения расходов застройщика на реализацию свободных объектов в пределах 10 (десяти) процентов от суммы денежных средств, полученных в качестве исполнения по сделке.

При этом застройщик обязан предоставить в Фонд первичные документы, подтверждающие объем понесенных застройщиком расходов, связанных с реализацией свободных объектов.

Финансовая помощь формируется Фондом в пределах сумм субсидий, получаемых Фондом в соответствии с законодательством о федеральном бюджете и бюджете соответствующего субъекта Российской Федерации: доля региона направляется в Фонд и уже после вместе с федеральными средствами на основании заявок на финансирование Фонд направляет денежные средства Фонду субъекта Российской Федерации на завершение строительства.

С учетом осуществления Фондом финансирования мероприятий по завершению строительства денежные средства, полученные от участников долевого строительства в целях погашения имеющейся задолженности по договорам участия в долевом строительстве, по аналогии с нормами пунктов Типовой формы Соглашения подлежат перечислению Фонду в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты получения застройщиком денежных средств в качестве исполнения по сделке.

Требуется ли контрагентам исполнителя, у которых заключен договор с застройщиком, открывать отдельный (обособленный) банковский счет в банке  в АО «Банк ДОМ.РФ»?

В разделе «Термины и определения» исполнитель определен как юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), являющееся (являющийся) контрагентом застройщика, либо любое иное лицо, которое прямо или опосредованно участвует в договорных отношениях с таким контрагентом в целях поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для осуществления мероприятий, оплачиваемых полностью или частично с использованием средств финансовой помощи. Следовательно, положения соглашения о необходимости использования отдельного (обособленного) банковского счета распространяются на всех контрагентов лица, заключившего договор с застройщиком.

В соглашении о финансировании отсутствуют требования к исполнителям в части достройки объекта. Есть ли какие-то дополнительные требования к договору генерального подряда? (наличие опыта строительства жилых домов, выполнение работ собственными силами, необходимость авансирования подрядчика и т. п.).

Требования к договору генерального подряда формулирует сам застройщик с учетом соблюдения требований Федерального закона от 18.07.2011№ 223-ФЗ, при этом пунктом 5 статьи 21.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ определено, что такие требования могут быть установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Инструкция о возможностях сервиса.
Нажмите, чтобы посмотреть