Дольщикам
Часто задаваемые вопросы

Нашел на сайте наш.дом.рф в едином реестре проблемных объектов свой объект, как узнать, что я есть в списке?

В ЕРПО, формируемом в электронной форме в единой информационной системе жилищного строительства на основании сведений, размещаемых субъектами Российской Федерации, в отношении каждого проблемного объекта указан предполагаемый механизм восстановления прав граждан.

 

Помимо этого, те проблемные объекты, сведения о которых уже предоставлены субъектами Российской Федерации в Фонд, перечислены на сайте Фонда с указанием текущего статуса и сроков подготовки материалов, оценок и экспертиз для рассмотрения Наблюдательным советом Фонда.

 

Вместе с тем, если в отношении объекта введена процедура банкротства, то помимо информации, размещенной арбитражным управляющим на ресурсе единого федерального реестра сведений о банкротстве, конкурсный управляющий по запросу Фонда после получения ходатайства субъекта Российской Федерации направляет в Фонд реестр требований участников строительства, после чего кредиторы могут проверить наличие своих требований в реестре и их корректность с помощью сервиса на сайте Фонда.

Какова процедура подачи региональной властью заявки в Фонд о выделении средств на запуск и финансирование процедуры банкротства недобросовестного застройщика для выплат компенсаций пострадавшим гражданам? В чьих полномочиях (и какова процедура) оценки состояния дома на предмет возможности его достройки или выплаты денежной компенсации пострадавшим? 

Процедура установлена Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ, субъект Российской Федерации направляет в Фонд ходатайство с приложением перечня проблемных объектов, в отношении которых требуется применение механизмов, используемых Фондом, с указанием объема софинансирования субъектом Российской Федерации.

 

В соответствии с пунктом 8 Правил основанием для рассмотрения Фондом поступивших от субъектов Российской Федерации ходатайств является решение Председателя Правительства Российской Федерации либо по его поручению решение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации.

 

В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ процедуры по проведению строительно-технической экспертизы и оценке рыночной стоимости 1 кв. метра в отношении проблемных объектов проводятся по инициативе Фонда после получения ходатайства субъекта Российской Федерации независимым оценщиком, привлеченным Фондом.

Имеется ли в настоящее время механизм изъятия проектной документации по проблемному объекту у прежнего застройщика или же при достройке объекта надо заново разрабатывать документацию на объект?

В соответствии с частью 2 статьи 201.4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002  127-ФЗ руководитель застройщика в течение десяти календарных дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязан обеспечить передачу сведений обо всех участниках строительства конкурсному управляющему.

 

Во исполнение части 2.3-1 статьи 201.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ в течение семи рабочих дней, следующих за днем принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства или вынесения определения о применении при банкротстве должника правил параграфа 7 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий направляет в Фонд бухгалтерскую (финансовую) отчетность должника, а также обеспечивает возможность ознакомления со всеми документами застройщика.

 

Согласно части 2.3-2. статьи 201.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ неисполнение предусмотренных частью 2.3-1 статьи 201.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ обязанностей является основанием для аннулирования аккредитации арбитражного управляющего, аккредитованного Фондом.

 

Таким образом, механизмы изъятия Фондом проектной документации у застройщика проблемного объекта предусмотрены Законом о банкротстве, вместе с тем возможность получить проектную документацию как у застройщика, так и у субъекта Российской Федерации имеется не всегда, в ряде случаев ее приходится восстанавливать.

Влияет на принятие решения Наблюдательного совета Фонда о бюджетном финансировании проблемного объекта ( в стадии банкротства) отсутствие комплекта проектно-сметной и исходно-разрешительной документации? Правомерно ли требование Министерство жилищной политики Московской области к банкроту о создании таких документов?

В соответствии с частью 3.3 статьи 13.3 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ Фонд принимает решение  о нецелесообразности финансирования (за исключением случаев, если решением Правительства Российской Федерации установлено иное) при соблюдении одного из следующих условий:

−застройщик не является юридическим лицом;

−застройщик привлекал денежные средства и (или) имущество участников строительства, не имея прав на земельный участок (право собственности или иное имущественное право), который застроен или подлежит застройке и на котором находится или должен быть построен объект строительства или объект инфраструктуры;

−застройщик осуществлял строительство объекта незавершенного строительства
без полученного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке разрешения на строительство;

−договор участия в долевом строительстве с первым участником долевого строительства для строительства объекта, в отношении которого Фондом принимается указанное в части 3.1 статьи 13.3 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ решение, заключен с использованием счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», и представлен на государственную регистрацию после 01.07.2018;

−договор, предусматривающий передачу жилого помещения, машино-места и нежилого помещения, с первым участником строительства заключен после 01.07.2019.

Таким образом, наличие разрешения на строительство является обязательным условием для возможности принятия решения Наблюдательным советом Фонда о целесообразности финансирования в отношении проблемного объекта, вместе с тем даже при отсутствии разрешения на строительство решение по объекту может быть принято на основании отдельного решения Правительства Российской Федерации. При этом отсутствие проектной документации не является обязательным условием для принятия решения Наблюдательным советом Фонда о целесообразности финансирования в отношении проблемного объекта.

В условиях карантина должны ли конкурсные управляющие продолжать формирование и передачу реестра и почему их работа не организуется удаленно? Контролирует ли это Фонд? Что делается для помощи участникам долевого строительства в условиях карантина? 

Работа Фонда в условиях карантина осуществляется полностью в штатном режиме, часть работников переведена на удаленный режим работы, вместе с тем все рабочие процессы Фонда осуществляются без изменений. Об этом в том числе свидетельствуют принимаемые Наблюдательным советом Фонда новые решения в отношении проблемных объектов, а также осуществление Фондом выплат участникам строительства проблемных объектов, вопросы о восстановлении прав граждан – участников строительства которых рассмотрены Наблюдательным советом.

 

При этом конкурсные управляющие сами вправе определять формат взаимодействия с гражданами, помимо предусмотренного законом дистанционного взаимодействия через абонентский ящик, информация о котором размещена в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Вместе с тем Фонд в штатном режиме осуществляет взаимодействие с конкурсными управляющими в целях подготовки материалов в отношении проблемных объектов для рассмотрения на Наблюдательном совете Фонда и контролирует сроки предоставления конкурсными управляющими всей необходимой информации.

Распространяется ли мораторий на возбуждение дел о банкротстве на Фонд? Возможно ли в условиях введения ограничительных мер применение мероприятий по банкротству застройщиков через Фонд?  

Условия распространения моратория в том числе на возбуждение дел о банкротстве застройщиков будут определены соответствующим нормативным актом после его принятия в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

Ответить на указанный вопрос представляется возможным после вступления в законную силу соответствующего нормативного акта.

Решением суда объекты признаны проблемными. Но объект не включают в ЕРПО, т.к. наш застройщик не банкрот, объект по факту не строится. Что делать?

Основания для включения объекта в ЕРПО установлены нормами Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик которых признан банкротом и в отношении него осуществляется одна из процедур, применяемых в деле о банкротстве, в соответствии с Законом о банкротстве.

 

При наличии одного из указанных признаков объект может быть признан проблемным и включен в ЕРПО.

 

ЕРПО формируется в электронной форме в единой информационной системе жилищного строительства на основании сведений, размещаемых субъектами Российской Федерации.

 

Вместе с тем в настоящее время реализована возможность сообщить о проблемном объекте с использованием формы обратной связи на сайте по адресу: наш.дом.рф.

 

Таким образом, при наличии оснований для включения объекта в ЕРПО, установленных нормами Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", гражданин имеет возможность сообщить о таком объекте самостоятельно.

 

В случае подтверждения наличия у объекта признаков проблемного, представители единой информационной системы жилищного строительства направят запрос контролирующему органу в субъекте Российской Федерации о корректировке ЕРПО − включении указанных объектов в данный реестр.

Где можно ознакомиться, подано ли субъектом РФ ходатайство по ЖК с внесении в программу Фонда?

Проблемные объекты, сведения о которых представлены субъектами Российской Федерации в Фонд либо сведения о которых планируется представить субъектами Российской Федерации в Фонд, имеют соответствующий статус в единой информационной системе жилищного строительства, размещенной в общем доступе в сети Интернет, на сайте по адресу: наш.дом.рф, а так же перечислены на сайте Фонда с указанием текущего статуса и сроков подготовки материалов, оценок и экспертиз
для рассмотрения Наблюдательного совета Фонда.

Согласно Методике расчета размера возмещения гражданам - участникам строительства по договорам, предусматривающим передачу жилых помещений в многоквартирном доме и (или) жилом доме блокированной застройки, состоящем из 3 и более блоков (всех жилых помещений в одном многоквартирном доме и (или) жилом доме блокированной застройки, состоящем из 3 и более блоков), подлежащих передаче гражданам - участникам строительства» (ПП РФ №1415) рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения принимается с учетом «стадии строительства, на которой находится объект строительства на дату принятия арбитражным судом решения о признании застройщика банкротом и открытии конкурсного производства». Каким образом будут восстановлены права обманутых дольщиков (при оценке по «Методике...» ПП РФ №1415) В отношении равнозначных квартир на одном объекте при одинаковой стоимости таких квартир по договорам, но разной степени строительной готовности этих квартир на дату открытия конкурсного производства? 


При определении рыночной стоимости 1 кв. метра объекта незавершенного строительства в целях расчета размера возмещения участникам строительства проблемного объекта в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ, Правилами и постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1233 «Об утверждении Правил выплаты публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан − участников долевого строительства» возмещения гражданам − участникам строительства  по договорам, предусматривающим передачу жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений» учитывается степень строительной готовности объекта в целом, а не отдельных помещений.

 

Таким образом, при определении рыночной стоимости 1 кв. метра объекта незавершенного строительства строительная готовность всех помещений указанного объекта будет одинаковая и будет соответствовать степени строительной готовности объекта в целом.

Кто принимает окончательное решение при определении целесообразности бюджетного или внебюджетного финансирования строительства проблемного объекта? 

Решение о направлении сведений о проблемных объектах в Фонд с целью применения в отношении таких объектов механизмов, предусмотренных Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ, принимает субъект Российской Федерации самостоятельно.

 

Решение о завершении строительства проблемных объектов или выплате участникам строительства проблемных объектов денежного возмещения в отношении проблемных объектов, сведения о которых представлены субъектами Российской Федерации в Фонд, принимает Наблюдательный совет Фонда в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ и Правилами.

 

В соответствии с пунктом 6 Правил в решении о финансировании отдельно указываются объем финансирования из средств компенсационного фонда Фонда и объем финансирования из средств имущества Фонда, сформированного за счет имущественного взноса Российской Федерации и иных публично-правовых образований, иного имущества Фонда.

Разрабатывается ли законодательный механизм выделения квартир для обманутых дольщиков в других строящихся домах (на какой стадии решения этот вопрос)?

Механизмы, используемые Фондом, установленные Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ, не предполагают предоставление участникам строительства проблемных объектов квартир в других строящихся домах.

Вместе с тем, помимо применения механизмов, предусмотренных Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно восстанавливать права участников строительства проблемных объектов путем реализации региональных программ, которые могут предполагать предоставление участникам строительства проблемных объектов квартир в других строящихся домах.

Возможна ли передача объекта в Фонд в случае кратковременного возобновления строительства застройщиком?

Решение о привлечении Фонда для решения ситуации по проблемным объектам с применением механизмов, предусмотренных Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 №218-ФЗ, принимает субъект Российской Федерации. При этом объект должен обладать признаками проблемного объекта, установленными Федеральным законом от 27.06.2019 № 151-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Субъект Российской Федерации может принять решение о направлении сведений об объекте в Фонд в том числе в случае кратковременного возобновления строительства застройщиком, если имеются основания полагать, что застройщик не исполнит обязательства по завершению строительства указанного объекта.

 

Предусмотрены ли выплаты обманутым членам ЖСК? Если да, то в каком порядке?

Принятие Наблюдательным советом Фонда решений в отношении жилищно-строительных кооперативов, за исключением жилищно-строительных кооперативов, созданных в соответствии со статьей 201.10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ, осуществляется в том же порядке, как и в отношении застройщиков, имеющих иные организационно-правовые формы, без каких-либо особенностей.

Принятие Наблюдательным советом Фонда решений в отношении жилищно-строительных кооперативов, созданных в соответствии со статьей 201.10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ, осуществляется в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2019 № 1680 «Об утверждении Правил выплаты возмещения гражданам, являющимся членами жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, который создан в соответствии со статьей 201.10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ и которому были переданы права застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок».


Как будут защищены дольщики по вопросу обеспечения инженерной и транспортной инфраструктур в проблемных ЖК? Ведь не секрет, что вводят дома в эксплуатацию без котельной, без пешеходных дорог и т.д. В лучшем случае с временным генератором, подвергая риску жизнь и здоровья граждан.

В соответствии с положениями Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ решение Наблюдательного совета о финансировании принимается в отношении проблемного объекта, при этом, в случае принятия решения о завершении строительства объекта, указанные мероприятия будут включать в себя все действия по подключению объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, необходимые для его нормального функционирования.

Обязательства по финансированию строительства объектов социальной и транспортной инфраструктуры несет субъект Российской Федерации в целях соответствия объектов требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Есть ли возможность рассмотреть особые условия для домов (не объектов в целом, если в этом сложности) высокой степени готовности? Ведь в этом случае, в столь сложное время, есть возможность очень сильно помочь людям, которые остаются и без жилья, и без работы. Но с ипотеками. 

Процедура принятия решения Наблюдательным советом Фонда в отношении проблемных объектов, установленная Законом № 218-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2019 № 1192 «Об утверждении Правил принятия решения публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан − участников долевого строительства» о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 12, частью 2 статьи 13.1 Федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан − участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», едина для всех проблемных объектов, вне зависимости от степени готовности.

Возможно ли в текущем году реализовывать механизм, предусмотренный Законом 218-ФЗ, банкротство недобросовестного застройщика?

После получения ходатайства от субъекта Российской Федерации с перечнем проблемных объектов, в отношении которых требуется применение механизмов, используемых Фондом, в случае, если банкротство застройщика на момент получения Фондом ходатайства субъекта Российской Федерации не инициировано, Фонд вправе инициировать его на основании собственного заявления, так как наличие конкурсного производства является обязательным условием для вынесения вопроса о восстановлении прав граждан – участников строительства объекта на рассмотрение Наблюдательного совета Фонда.

 

При этом в соответствии с частью 2.6 статьи 201.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ на момент подачи Фондом заявления должник должен отвечать признакам неплатежеспособности и недостаточности имущества, установленным Законом о банкротстве.

Почему Банк "ДОМ.РФ" отказывает в рефинансировании обманутым дольщикам в связи с тем, что строительство объекта не завершено?

Кредитный договор не является публичным, поскольку из специального нормативно-правового регулирования и экономической сущности отношений в сфере потребительского кредитования следует, что при решении вопроса о предоставлении конкретному физическому лицу денежных средств, кредитная организация оценивает его личные характеристики, в том числе кредитоспособность, финансовое положение, возможность предоставления обеспечения по кредиту, наличие или отсутствие ранее предоставленных кредитов, степень их погашения и т. д.

Банк, оценивая свои риски, вправе отказать в предоставлении кредита или рефинансирования действующего кредита потенциальному заемщику.

С учетом того, что объект признан проблемным в связи с банкротством застройщика, залог как способ обеспечения исполнения обязательства носит акцессорный характер, а кредитный договор не является публичным договором, стороны свободны вступать в договор и определять его содержание, банки вправе по своему усмотрению отказывать в рефинансировании кредита.

Вместе с тем в случае принятия Наблюдательным советом Фонда решения о завершении строительства проблемного объекта в АО «Банк ДОМ.РФ» сформирована положительная практика перекредитования. В случае направления заявителем соответствующей заявки в АО «Банк ДОМ.РФ», она будет рассмотрена и по ней будет принято решение.

Как попасть на Наблюдательный совет Фонда в установленные законодательством сроки при условии множественных нарушений конкурсного управляющего (затягивание сроков передачи реестра, уведомления о постановке в реестр не отправляются вовремя и др.)?

Наличие полученных от конкурсного управляющего документов в отношении проблемного объекта, в том числе реестра требований участников строительства, является обязательным условием для вынесения вопроса о восстановлении прав граждан – участников строительства объекта на рассмотрение Наблюдательного совета Фонда.

 

В соответствии с частью 2.3-1. статьи 201.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ  в течение семи рабочих дней, следующих за днем принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства или вынесения определения о применении при банкротстве должника правил параграфа 7 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий направляет в Фонд бухгалтерскую (финансовую) отчетность должника, а также обеспечивает возможность ознакомления со всеми документами застройщика.

 

Согласно части 2.3-2 статьи 201.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ неисполнение предусмотренных частью 2.3-1 статьи 201.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ обязанностей является основанием для аннулирования аккредитации арбитражного управляющего, аккредитованного Фондом, и обращения Фонда в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве застройщика.

 

Вместе с тем в рамках подготовки материалов в отношении проблемных объектов
для рассмотрения на Наблюдательном совете Фонда Фонд запрашивает необходимые документы не только у конкурсных управляющих, но и дополнительно, путем направления запросов в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и государственные органы субъектов Российской Федерации.

Нельзя ли выпускать какие-нибудь методички или обучающие курсы для аккредитованных конкурсных управляющих (ну не можем же мы их постоянно менять из-за осведомлённости, каждый заявляет, что методы взаимодействия с Фондом не разработаны)?

Фонд проводит постоянную работу с конкурсными управляющими, направленную на разъяснение механизмов применения Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ и регламентов взаимодействия с Фондом. В Фонде сформировано отдельное подразделение, ответственное  за взаимодействие с конкурсными управляющими. Сотрудники указанного подразделения находится в постоянном рабочем контакте с конкурсными управляющими как в период подготовки материалов для Наблюдательного совета Фонда, так и после его проведения. Фондом для конкурсных управляющих разработана специальная информационная система, которая позволяет в удобном единообразном формате систематизировать данные, получаемые конкурсными управляющими от кредиторов, и формировать реестры и выписки по установленным образцам и требующимся шаблонам, что существенно облегчает  и ускоряет информационный обмен между Фондом и конкурсным управляющим. Кроме того, регулярно проходят встречи с конкурсными управляющими, аккредитованными Фондом, и их сотрудниками, в ходе таких встреч работники Фонда консультируют и отвечают на имеющиеся вопросы.

Таким образом, конкурсным управляющим предоставляется вся необходимая информация о порядке взаимодействия с Фондом в целях подготовки материалов в отношении проблемных объектов для рассмотрения на Наблюдательном совете Фонда.

Власти можно привлечь к административной ответственности, если они не предоставляют сведения в ЕРПО. Кто и как может помочь составить исковое заявление?

Единый реестр проблемных объектов (далее − ЕРПО) формируется в электронной форме в единой информационной системе жилищного строительства на основании сведений, размещаемых субъектами Российской Федерации.

 

Вместе с тем в настоящее время реализована возможность сообщить о проблемном объекте с использованием формы обратной связи на сайте по адресу: наш.дом.рф.

 

Таким образом, при наличии оснований для включения объекта в ЕРПО, установленных нормами Закона № 151-ФЗ, гражданин имеет возможность сообщить о таком объекте самостоятельно.

 

В случае подтверждения наличия у объекта признаков проблемного, сотрудники Фонда самостоятельно свяжутся с субъектом Российской Федерации и разместят необходимую информацию в единой информационной системе жилищного строительства для включения указанного объекта в ЕРПО.

Как сменить конкурсного управляющего на аккредитованного в Фонд?

Основания для освобождения и отстранения конкурсного управляющего установлены статьями 144 и 145 Закона о банкротстве, а также пунктом 19 статьи 16 Федерального закона от 27.06.2019 № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

В соответствии с частью 2.1 статьи 201.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ, в делах о банкротстве застройщиков, которые возбуждены после 01.01.2018, конкурсными управляющими утверждаются только конкурсные управляющие, аккредитованные Фондом.

 

В случае, если банкротство застройщика инициировано до 01.01.2018 и утвержденный конкурсный управляющий не имеет аккредитации в Фонде, для его смены на конкурсного управляющего, аккредитованного в Фонде, необходимы основания, предусмотренные статьями 144 и 145 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

Готовность домов вместе с коммуникациями под 80 %. Была информация по телевидению, что в первую очередь будут достраивать дома именно с большим процентом готовности, так ли это? Будет ли компенсация (неустойка) за отсроченное строительство, как указано в договоре долевого участия?

Степень готовности объекта не является фактором, который влияет на сроки подготовки материалов для Наблюдательного совета Фонда и на сроки рассмотрения вопроса о восстановлении прав граждан – участников строительства объекта на Наблюдательном совете Фонда.

 

После получения ходатайства от субъекта Российской Федерации с перечнем проблемных объектов, в отношении которых требуется применение механизмов, используемых Фондом, Фонд инициирует запрос документов у конкурсных управляющих застройщиков, проведение строительно-технических экспертиз и оценок рыночной стоимости 1 кв. метра в отношении каждого из заявленных субъектом Российской Федерации объектов.

 

В случае, если банкротство застройщика на момент получения Фондом ходатайства субъекта Российской Федерации не инициировано, Фонд вправе инициировать его на основании собственного заявления, так как введение конкурсного производства является обязательным условием для вынесения вопроса о восстановлении прав граждан – участников строительства объекта на рассмотрение Наблюдательного совета Фонда.

 

Вопросы о восстановлении прав граждан – участников строительства объектов, в отношении которых все указанные процедуры завершены и в отношении которых Фондом произведены все необходимые расчеты, предлагаются к включению в повестку Наблюдательного совета Фонда.

 

В соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан − участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» некоммерческая организация Фонда при передаче ей обязательств перед участниками строительства в порядке, определенном статьями 201.15-1 и 201.15-2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», не несет ответственность за допущенные застройщиком, признанным банкротом, нарушения предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства и обязана передать участнику долевого строительства объект долевого строительства в течение трех лет со дня вынесения арбитражным судом определения, предусмотренного пунктом 3 статьи 201.15-2 Закона о банкротстве.